"Разборки" в детской песочнице

 Конфликты  между детьми, заканчивающиеся потасовкой, можно наблюдать не только  в школе или на футбольном  поле во дворе. Зачастую примеры  агрессии и недружелюбия проявляют  совсем маленькие завсегдатаи  песочницы. В свои 2-3 года они могут больно укусить или стукнуть того, кто посмел им в чем-то перечить или захотел поиграть с их любимой игрушкой.

Такие "разборки" выбивают из колеи мам и бабушек, которые при этом присутствуют. Одно дело растащить по разным углам разгоряченных ссорой малышей. И совсем другое - наблюдать, как твой ребенок, едва появившись на детской площадке, вновь бежит к своему "обидчику" и с размаху толкает его в грязь.

"Как после  этого смотреть в глаза бабушке  малыша, видя, как она тащит его домой ревущего и испачканного в грязи? - беспокоится мамаша провинившегося чада. – А, может, не стоит выводить его на прогулку в то время, когда в песочнице полно детей? Ее общества для него вполне достаточно. Он еще маленький. Зачем ему друзья? Тем более, что и общаться с ними, толком, он не умеет."

Некоторые родители прекращают ссору шлепком или  легким подзатыльником. А потом в  глаза своим детям смотреть не могут. Стыдно, не сдержались, а значит, поступили ничуть не лучше самого забияки.

Как выходить из подобных ситуаций? Очевидно, следует  помнить о том, что малыши, привыкшие  к атмосфере домашнего общения, оказываются на детской площадке в свои неполные два года и попадают в коллектив. А здесь уже действуют другие законы, о которых ребенок не знает.

Если дома он самый любимый, и все крутится вокруг него, то в коллективе надо делиться игрушками, ждать своей очереди, чтобы покататься на качелях, то есть уметь уступать, договариваться, идти на компромисс.

И ребенок никогда  не научится этому, если вы попытаетесь  изолировать его от общества сверстников  и  гулять с ним где-то в стороне  от детей.

О том, что нельзя наказывать маленького драчуна сгоряча, даже не объяснив ему, в чем он не прав, с этим, я думаю, согласятся все мамы и папы, так как, скорее всего, теми моделями поведения, которым  вы научите его в раннем детстве, он будет руководствоваться в течение всей жизни.

Ребенок 3-5 лет  уже в состоянии объяснить, что  произошло, почему возник конфликт, и  почему он повел себя именно так, а  не по-другому. Надо выслушать его, а  затем спросить: "Как можно  было по-другому, не вступая в драку, решить эту проблему?"

В такой ситуации мой маленький сын, например, немного  подумав, ответил, что драться нехорошо, что лучше дружить. И я поняла, что у него появляется потребность  научиться доказывать свою точку  зрения словами, а не при помощи кулаков.

А если, разбирая происшествие, попросить ребенка посмотреть на него глазами других участников конфликта, то он, несмотря на чувство обиды, которое его переполняет, наверняка сделает правильные выводы (разумеется, с вашей помощью) и постарается учитывать в следующий раз мнение своих маленьких друзей в подобной ситуации.

Конечно, научить  дошкольника соблюдать "правила  игры" и  вести себя в обществе сверстников дружелюбно, идти на компромиссы, даже если речь идет о любимой игрушке, получится не сразу, это длительный процесс.

Но "пошаговая" работа в этом направлении разовьет у малыша внимательное отношение не только к своим словам и поступкам, но и к словам и действиям товарищей по играм. И, в конце концов, он овладеет искусством общаться конструктивно, учитывая интересы других, то есть приобретет бесценный опыт, который пригодится ему не только в детском саду и школе, но и во взрослой самостоятельной жизни. 

Светлана  Хренова 

"Разборки" в детской песочнице

Раздел:

это ошибки нашего воспитания вылезают, и хорошо если это происходит в раннем возрасте... надо объяснять своим детям что подобное поведение недопустимо, учить их уступать и прощать...