Ян Лундберг - Машины против огородов
Добро пожаловать в объятия машины! Идя по улицам наших городов, мы обходим прямые углы домов - части нашего механического обитания. Контроль над каждым человеком и над природой - вот чего каждую секунду добивается общество, веками привыкшее командовать. Но это как раз и есть функция всякой машины: контролировать процесс до самого конца.
Части, из которых состоит машина, и продукты, которые она производит - это запрограммированные объекты, обладающие предельной однородностью; таковыми стали и наши города — от одноликости их не спасают даже кафе или домики с оригинальными фасадами.
Поверхность городов и деревень покрыта искусственными материалами; даже газоны выполнены из специального биологического покрытия, пропитанного Chevron"ом (т.н. "лоун кэр"), предназначенным для уничтожения этих отвратительных (но съедобных и прекрасных) одуванчиков. Покрытие большинства тротуатов и крыш выполнено из асфальта - продукта перегонки нефти, что также является результатом машинного производства.
Земля тем временем высыхает по мере того, как нефть и вода используются для извлечения прибыли и роста экономики. Дождь не впитывается почвой, а стекает в реки, смывая при этом ядовитые химикаты; это делает жизнь водных существ (например, устриц) невозможной.
Альвин Тоффлер в "Третьей Волне" заметил, что часы, вошедшие в обиход нашей цивилизации, являются частью нашей механизации. (Я давно не ношу наручные часы). "Загрязнение Времени" - так называлась необычная статья, появившаяся несколько лет назад в нашем журнале Auto-Free Times; в ней говорится об отсчете времени, деформирующем нашу жизнь.
Люди - не машины, но в это трудно поверить наблюдая за потоком пассажиров, изо дня в день, из года в год, делающих одно и то же, а именно, убивающих свой дух и вызывающих болезни и раннюю смерть. Вместо того, чтобы прикоснуться к дереву или камню на своем пути, мы беремся за стальные поручни, произведенные машинами. Когда рабочий или служащий берется за поручни, перемещаясь из точки A в точку B, рука и поручни становятся общими частями городской машины.
Мы не должны так жить. Некоторым людям удается устроить свою жизнь, в которой они себя хорошо чувствуют; другие же тщетно пытаются бороться с системой. Теперь наша задача - отправить историю на заслуженный отдых. История - это память о доминировании и манипулировании людьми, и наша цивилизации цепляется за эту память вот уже 10000 лет, представляя себя кульминацией "высших" форм жизни. Считалось, что одной жизни не достаточно и для вселенной требуется некий бич, называемый "культурой". Кажется, нашему поколению суждено возвратить человечество на путь истины и справедливости, по которому идут все другие бесчисленные существа. Кротость должна взять вверх над гордостью и силой.
Возможно мы не должны выбрасывать ребенка вместе с грязной водой, отказавшись от грамотности и печати, но вопрос остается открытым: как достичь устойчивости в нашем мире? Должны ли мы обеспечить возможность появления писателя шекспировского уровня, используя всевозможные технологии распространения "изящных" искусств ? Или же следует пойти путем ирокезского племени, отказавшись от технологий и экономического роста ради блага будущих семи поколений?
Целью городской машины, или вообще любой машины, является выполнение больших объемов работы с внешним привлечением энергии — обычно это ископаемое топливо, которое сводит к минимуму использование энергии людей и животных. Цель такого использования энергии - создание прибыли. На протяжении всей истории эта прибыль включала в себя расширение империй, а также личных приобретений доминирующих членов общества.
Домашняя обстановка, а также типичная обстановка на работе, состоят из искусственных объектов и поверхностей по которым циркулируют невидимые микроскопические молекулы, которыми мы дышим и которые проглатываем. Большинство из них имеют нефтяную составляющую - в этом можно легко убедиться, *понюхав* наши фабрики. Что ж, выходит, я против рабочих мест? Но спросите об этом сегодняшних больных раком и членов их семей, ощущающих на себе фальшивую безопасность Экономики Загрязнений, то бишь, Экономики Роста. Известно, что рак и сердечные болезни не были распространены в такой степени до промышленного развития городов.
Не следует сваливать на США главную ответственность за промышленность, превратившую людей в машины. Родоначальником "машинных" социальных институтов является Англия. С момента Акта об отторжении общинных земель в средние века, через период Ренессанса и современный плавильный котел, Соединенное Королевство остается оригинальным источником и примером упакованной жизни. Природа там больна, а диких мест не осталось.
И все же, замечательные люди вышли из этой мрачной, серой английской толпы, показавшие народу зеркало. Послушайте песню "Shangri-La" группы The Kinks. В феврале 2003 года я побывал в Лондоне и его окрестностях и почувствовал воодушевление благодаря этой песне среди удручающе тупого потребительского однообразия. Еще хуже было наблюдать памятники безжалостной, расистской и грубой Цивилизации, выдающей себя за просвещенность и великие исторические достижения. Они так хорошо говорят по-английски!
Назад в Штаты: огороды, а не лужайки
Движение "За огороды" способствует созданию полезного биоразнообразия, выращиванию продуктов, растений и деревьев, присущих данной местности и направлено против создания подстриженных лужаек. Оно охватывает людей с опытом огородничества и фемерства, и имеющих землю. Кроме вспахивания лужаек под картошку, например, движение предлагает пользование общими инструментами, семенами, компостом, теплицами и образовательной информацией.
Наша местная сеть сельскохозяйственных активистов развернула флаг с надписью "Огороды, а не лужайки" прямо в нашем офисе, с целью распространения знаний о нефтяной зависимости производства продуктов питания. Такое выращивание продуктов вместе с соседями, без бензина или дизельного топлива, является хорошим ответом на проблемы энергетического кризиса.
Именно в результате преобразования лужаек и разасфальтирования были созданы Сады Победы. Наш девиз: Огороды, а не лужайки! Нравится? Тогда глушите мотор! Доставайте велосипед!
Машина на обозрении
"Добро пожаловать в Машину" - известная песня, записанная группой Pink Floyd и выпущенная в 1975 году. На обложке показан промышленный рабочий, причем его спина объята пламенем. Музыка напоминает работу машин, слышны звуки промышленных станков, выпиливающих нечто ужасное. В песне говорится о том, что человеческая совесть и добрые дела не могут выйти из-под контроля общества. Машина: "Ты - ничтожный идиот..." "Ладно, мы знаем, через что ты прошел!"
Несмотря на то, что песня все еще популярна и часто передается по радио, люди не обращают внимание на заключенное в ней послание и не пытаются хоть как-то освободиться от Машины. Возможно, это потому, что они не видят альтернатив и, надо сказать, Floyd не указали их в своей песне. В альбоме Animals (1977) люди разделены на три категории: Pigs (свиньи), Dogs (собаки), и Sheep (овцы). Эти три песни, наполненные острой социальной критикой, представляют собой вариации одной и той же песни о любви и солидарности, Pigs on the Wing (свиньи в полете).
Я говорил об обществе, пытающемся контролировать всех и каждого. Мне могут возразить, что богатых не так просто контролировать, что они сами являются контролерами. Но в действительности их контроль иллюзорный, и они могут заболеть раком с такой же легкостью, как и обычные граждане. В альбоме Animals, высший контролер "падает вниз под грузом камня ...умирая от рака".
В песне Animal Song, которую я написал на ферме, берущей энергию от педалей, и на которой медведи и еноты умудрялись доставать себе пропитание, были такие строчки:
You stalk through the night / to find a good meal
The tear on your coat from / barbed wire you feel
The chances are fewer / to live in the wild
We once were so happy / the trees almost smiled
The forests are shorter / and further between
'Cause this is the age of / the human machine!
Ты крадешься ночью / в поисках пищи
Твоя одежда разорвана / колючей проволокой
Все меньше и меньше шансов / жить на воле
Однажды мы были счастливы / нам улыбались деревья
Но леса стали редкостью / теперь их не найти
Настал век, в котором правят / люди-машины!
Добро пожаловать в Матрицу
Как далеко пойдет человеческая машина в своем развитии? В фильме "Матрица" показана машина, доведенная до предела своего развития - изобретения начинают воспроизводиться с целью обеспечить свое бессмертие, и в итоге выходят из-под человеческого контроля. В фильме машины ведут войну с людьми, которые вынуждены жить в подземелье. Люди разрушают небо для того, чтобы забрать у машин солнечную энергию. Но машины, в свою очередь, начали разводить людей и использовать их энергию. Рабы выращиваются для системы и постоянно находятся в плену иллюзии, думая, что у них есть независимость. Мир в виде некой рабочей среды - действительно иллюзия, созданная компьютерной программой, и ее имя - "Матрица".
В фильме хорошо продемонстрирована борьба добра со злом, а также человеческие ценности, такие как «любовь и порядочность» в сравнении с "контролем и эффективностью". Но, что более важно: "Матрица" предупреждает о том, что мир не обязательно таков, каким его нам представляют и что для выживания следует возвратить утерянную свободу.
Об авторе.
Ян Лундберг - ренегат нефтяного бизнеса, попрощавшийся с капитализмом и материальной обеспеченностью в 1988 г. для обретения спокойствия духа, необходимого для борьбы за окружающую среду. Познакомившись с исследованиями об истощении нефтяных запасов, публикациями группы Earth First! об исчезновении лесов, он навсегда избавился от своего автомобиля. С этого момента Ян начал компанию борьбы со строительством дорог и пластиковой чумой, а также организовал Sail Transport Network (Сеть парусного транпорта). В настоящий момент проживает на севере Калифорнии и редактирует он-лайновый журнал CultureChange.org (а также сочиняет песни).
Виктор Постников
(Culture Change #21)
© Copyright: Виктор Постников, 2008
Свидетельство о публикации №1812210523