Этикет бизнес-подарка. Как правильно выбрать бизнес-подарок?

Подарки и поздравления для деловых партнеров и коллег — немаловажный аспект успешного развития бизнеса. Любая коммерческая фирма или общественная организация не существует в вакууме — она окружена многочисленными деловыми связями различной степени важности. А календарные праздники, Дни Рождения, корпоративные знаменательные даты — наилучшее время для укрепления партнерских связей и улучшения атмосферы внутри трудового коллектива.

Значительно упрочить деловые связи помогут соответствующие знаки внимания в отношении руководства фирм-партнеров. И даже самые скромные знаки внимания к сотрудникам собственной фирмы, в свою очередь, послужат мотивацией на отличную работу и трудовые достижения. Вот почему каждая организация, как правило, включает в свой бюджет расходную статью для приобретения VIP-подарков, бизнес-сувениров, организации корпоративных праздничных мероприятий и т.д.

При всем богатстве ассортимента VIP-подарков и корпоративных сувениров, выбрать подходящий подарок для бизнес-партнера непросто. Сложность выбора бизнес-подарка в том, что вкусы и привычки одариваемого зачастую неизвестны дарителю. Ещё сложнее правильно вручить бизнес-подарок. Необходимо знать и принимать во внимание особый этикет, без которого даже вещь стоимостью в несколько тысяч долларов может прийтись «не ко двору». Ведь, как утверждает неумолимая
статистика, 25% одариваемых остаются недовольны своими подарками, а 30% дарителей разочарованы реакцией получателей подарков.

Постараемся разобраться на конкретных примерах, какие корпоративные подарки принесут успех, а какие могут навредить деловым отношениям.

Прежде всего, следует понять, что подарок и бизнес-подарок — это разные вещи. Обычный подарок выражает глубоко личные отношения и чувства дарителя к одариваемому. Бизнес-подарок имеет выраженный рекламно-коммерческий подтекст. Как раз с рекламно-коммерческой направленностью бизнес-подарков и стоит соблюдать аккуратность. А точнее, с элементами фирменного стиля, часто изображаемыми на подарках.

Ведь одно дело, если логотип фирмы-дарителя изображен как можно менее заметно (на внутренней поверхности сувенира или только на подарочной упаковке). И совсем другое дело, если этот логотип красуется на самом видном месте, постоянно привлекая внимание и напоминая о себе. Второй вариант допустим, если только подарок предназначен для сотрудника фирмы, чей логотип изображен на нём.

Простой пример: навряд ли руководитель компании сможет носить подаренные ему дорогие наручные часы, если прямо на их циферблате изображен логотип сторонней организации. Вот если бы чужой логотип и неброская дарственная надпись располагались на задней крышке, тогда эти наручные часы воспринимались бы вполне лояльно. Данное правило верно для любых VIP-сувениров — яркое, бросающееся в глаза изображение логотипа и наименования фирмы-дарителя делает их крайне неудачными подарками для деловых партнеров. Несмотря на высокую стоимость, такими предметами, скорее всего, не будут пользоваться. А значит, все затраты и усилия по выбору бизнес-подарков сведутся к нулю.

Кстати, разнообразные брелоки, кружки, ручки, зажигалки, сумки, футболки, пластиковые пакеты, украшенные логотипами сторонней фирмы, обычно не вызывают раздражения. Однако их нельзя считать серьезными бизнес-подарками, способными повлиять на укрепление партнерских связей.

Важно также знать, что существует перечень предметов, которые ни в коем случае нельзя преподносить в качестве корпоративных подарков. К ним относятся:
1) Предметы одежды, обувь, бельё.
2) Предметы гигиены, косметические средства и даже парфюмерия
(зарубежные партнеры посчитают такие подарки чересчур интимными, а у партнеров-соотечественников они могут послужить намёком на неопрятный вид и неприятный запах).
3) Ювелирные украшения (в бизнес-среде считается «плохим тоном» дарить ювелирные украшения, даже женщинам).
4) Сувениры с религиозной символикой. Например, кресты, иконы,
подарочные издания Библии (хотя в мусульманских странах, наоборот,
приветствуются любые подарки с религиозным подтекстом).
5) Крепкие алкогольные напитки, курительные принадлежности, сувенирное оружие категорически нельзя дарить женщинам.

Что касается упаковки бизнес-подарка, то здесь всё гораздо проще. На подарочной упаковке допускается, и даже приветствуется, использование корпоративной палитры цветов, логотипов и наименований компании-дарителя. Внешний вид упаковки должен наглядно демонстрировать, от какой именно организации прислан подарок.

А теперь о том, как правильно дарить бизнес-подарки и бизнес-букеты. Прежде всего, необходимо точно разузнать о корпоративной культуре вручения подарков, принятой у конкретного бизнес-партнера. Ведь в ряде фирм бизнес-подарки и поздравления не принято вручать лично. Их передают только через канцелярию или секретаря. А в некоторых компаниях передача бизнес-подарка и вовсе невозможна без согласования с
вышестоящим руководством.

Важно узнать все эти подробности, если идет речь о крупных фирмах западного образца или о государственных учреждениях. Если этого не сделать, то презент может попросту не дойти до своего адресата.

Выбор подарка — это и искусство, и наука, и интуиция, и немалая доля везения. К выбору деловых подарков надо подходить со всей предусмотрительностью, ведь от этого напрямую зависит будущее вашей компании.