Вальдорфская система

Основана около ста лет назад в Германии Рудольфом Штейнером, который создал при сигаретно-табачной фабрике "Вальдорф-Астория" детский сад и применял свои принципы воспитания малышей.
По мнению педагогов, придерживающихся этой системы воспитания, ребенка примерно до семи лет (периода смены зубов) не следует обучать чтению, письму, дисциплинам требующим логического и абстрактного мышления. Не следует загружать его знаниями. В детском возрасте необходимо наиболее полно раскрыть духовный, творческий потенциал ребенка. Научить его творить, чувствовать, слушать музыку, рисовать, научиться жить в гармонии с природой. Если в некоторых традиционных методиках воспитания ребенка детство рассматривается как подготовка к взрослой жизни, то в Вальдорфской системе детство - это полноценная жизнь, которая прекрасна!
В вальдорфских группах дети обычно разновозрастные, они живут как в семье, обучаются работам по дому, ухаживают за своим садом, играют игрушками из природных материалов (дерева, глины, шерсти). Детей учат чувствовать природу – цветы, деревья, животных, камни и т.п..
Дети учатся познавать мир через самостоятельные переживания образов. Переживания доносятся до ребенка с помощью сказок и сущностных историй.
Чтобы получить некоторое представление о сущностных историях, об природных образах и переживаниях, вы можете прочитать две из них, которые, правда, предназначены уже для школьников. Что переживает ель; О маленькой и большой фиалке;
Для малышей сказки часто сопровождаются кукольными инсценировками, ритмичной музыкой и движениями.
Дети готовятся и принимают участие в праздниках, как традиционных (Пасха, Масленица, Рождество), так и своих - вальдорфских. Одним из загадочных праздников является «День Фонариков». Участники праздника ищут сокровища гномов, освещая путь самодельными фонариками.
Некоторые вальдорфские идеи в нашем исполнении.

Прил. 1
Что переживает ель?
Могут ли деревья разговаривать? Люди думают: «Мы не слышим их разговора». Но если мы их очень любим, тогда мы иногда можем почувствовать своим сердцем, что они хотят нам сказать.
Вчера вечером я зашел в школу и направился к первому классу, в котором мы работаем уже седьмой день. Уже в коридоре я ощущал какую-то тревогу. Когда же я зашел в класс и стал тихо прислушиваться, то я почувствовал, что деревянные доски нашего белого-белого пола чем-то очень обеспокоены. И я стал понимать, о чем они говорили между собой:
«Эх, мы, бедные-бедные доски! Мы выросли в горах высокой-высокой прекрасной елью. Мы прямым стволом поднимались к небу. Мы росли дольше, чем жил на земле старый лесник, который ухаживал за нами. Солнце, что днем совершало небесный круг, обогревало нас и давало нам жизнь. Дожди из облаков поили нас. А ночью по небу над нами проходили все звезды и рассказывали нам о великих ангелах, которые помогают нам. Их яркое сияние вселяло чистейшую белизну в нашу древесину. А зимою, морозной ночью, птицы ютились среди наших ветвей, которыми мы их прикрывали от холодного ветра и от снега. А при свете луны лисица обходила наш ствол и обогревала своим теплым дыханием наши холодные корни. А то, бывало, и заяц наведывался и гостевал под нашими свисающими ветвями.
Однако, потом пришли дровосеки и срубили ель. Она упала, но мы не горевали, мы радовались, потому что мужчины говорили, что ствол будет разрезан на доски, и нам назначено стать чистыми белыми половицами в первом классе школы. Нам говорили, что дети будут очень радоваться нашей чистой белизне, которая носит в себе всю яркость зимних звезд. Но теперь мы печальны, потому что наше звездное сияние уже не может так свободно излучаться от нас и радовать детей. Ведь некоторые дети не любят бедных, исправных кокосовых волокон половика у входа в школу. Они не ласкают их, вытирая о них свои туфли. А волокна родились грубыми и шероховатыми, поэтому они постоянно просят, чтобы мы их ласкали нашими туфлями — и щекотали немножко. Без ласки им невыносимо жить. Так же, как и вы, милые дети, не хотите жить без любви.

Прил. 2
О маленькой и большой фиалке
В одном лесу, где солнце пробирается сквозь ветки деревьев, под деревом с большими листьями жила-была скромная фиалка. Однажды, глядя вверх сквозь широкий просвет в кроне, фиалка увидела синее небо. Она видела его впервые, потому что только сегодня утром впервые раскрыла свои лепестки. Увидев синее небо, маленькая фиалка очень испугалась, хотя и не знала, отчего же ей так страшно.
Мимо пробегала собака, не очень добрая, кусачая и злая на вид. И спросила фиалка собаку: «Скажи мне, что это там вверху, такое же синее, как и я?» И злобная собака ответила: «О, это огромная фиалка, и она может тебя сильно побить».
Еще сильнее испугалась фиалка. Она думала, что эта фиалка выросла такой большой для того, чтобы побить маленькую фиалку. И свернула фиалка свои лепестки, и больше не хотела она выглядывать к большой фиалке, а спряталась под большим листком, который ветер сорвал с дерева и бросил вниз. И там оставалась она весь день, прячась от страха перед большой небесной фиалкой.
Наступило утро следующего дня, а фиалка так и не уснула, потому что всю ночь думала о том, как вести себя с большой синей небесной фиалкой, которая собирается ее побить. Она все ждала первого удара. Но удара не было.
Утром фиалка потихоньку выбралась — она совсем не устала, ведь она всю ночь размышляла и бодрствовала, а фиалки устают, когда они спят, и не устают, когда не спят. И первыми, кого она увидела, были восходящее солнце и утренняя заря. Смотреть на утреннюю зарю фиалке было совсем не страшно. Фиалка даже обрадовалась, увидев ее розовый цвет.
Но утренняя заря исчезала, постепенно сменяясь бледно-голубым небом. Небо становилось все более синим, и фиалка опять вспомнила о словах собаки.
А тут мимо проходила овечка. И захотелось фиалке еще и у овечки спросить: «Что это такое вверху?» И овечка ответила: «Это большая фиалка, синяя как и ты». Фиалке снова стало страшно и она решила, что овечка ей скажет то же, что и злобная собака. Но овечка была доброй и кроткой. И глаза у нее тоже были очень добрые и кроткие, поэтому фиалка отважилась и спросила еще раз: «Ах, моя милая овечка, а эта большая фиалка будет меня бить?». «О нет, — ответила овца, — она не будет тебя бить, это большая фиалка и ее любовь намного больше твоей собственной любви, также, как и цвет ее намного более синий, чем у тебя».
И тут фиалка поняла, что эта большая фиалка вовсе не будет ее обижать, что глубокая синева ее — от большой любви и что она, большая фиалка, будет защищать ее, маленькую фиалку, от всего плохого в мире. И маленькой фиалке стало так хорошо, оттого что вся синева большой небесной фиалки была божественной любовью, струящейся к ней со всех сторон. С тех пор маленькая фиалка все время смотрела вверх, словно молясь богу фиалок.
 
История о маленькой и большой фиалке была рассказана Р.Штайнером во время одной из его лекций в качестве примера.
Инга Финкбайнер,
Из книги «Zum Unterricht des Klassenlehrers
an der Waldorfschule».

Мы нашли это тут: http://www.ourkids.ru/Games/Vald.shtml