Где же птичка?

Легко ли фотографировать детей? А детей на детском празднике? Если вам кажется, что ничего сложного в этом процессе нет — посмотрите придирчивым взглядом на фотографии с детских праздников. Неважно, в детском саду они сделаны или в школе. Речь, конечно же, идет не о любительских снимках, а о профессиональных, сделанных приглашенных фотографом.

Практически в каждой семье есть фотография чада, снятая в детском саду. Напряженное лицо (а то и просто зареванное), обиженные глаза, надутые губы. Бант девочки сдвинут, галстук мальчика либо развязан, либо затянут под горло. Что случилось — гадать не надо: пришел посторонний человек, оторвал от привычных дел и игр, посадил на стул, заставил улыбаться и смотреть как «вылетит птичка». Ни птички, ни радости, а вокруг еще десяток таких же ревущих испуганных малышей. А школьные снимки 1 сентября? Бесконечные пересаживания, перемещения, сортировка по росту и цвету одежды. Любовно выбранный для учительницы букет почему-то передается другому мальчишке, а ведь вчера только мама жаловалась, как сложны поиски и доставка цветов по Москве — все озабочены сентябрьским букетом, везде народ, в транспорте страшно сломать букет. На лицах — разочарование, никаких праздничных эмоций.

А теперь взгляните на снимки, сделанные в студии или фотографом высшей квалификации. Удивительно — откуда берутся такие моменты, когда ребенок, только что напряженный или отказывающий фотографироваться, вдруг получается не унылым, а загадочным. Как умудряется фотограф выхватить самую суть в позе обиженной непоседы — не обиду видно, а неумелое кокетство, желание что-то доказать. И девочка получается этакой юной барышней, что невольно хочется заказать букет и преподнести его ей, будущей чаровнице.

А вот снимки грудничков. Казалось бы — что проще. Лежит и лежит себе человечек, ходить еще не умеет, не шкодничает. И вот со снимка смотрит плоское лицо, а смысловой нагрузки такая фотография не несет никакой. И тут же рядом — банальная, казалось бы, сценка из жизни крохи до года, но снятая фотографом-профессионалом: лежа на пузике, малыш пытается поднять головку. В глазах ребенка можно прочесть все эмоции, о которых он сам-то еще не догадывается, но которые свойственны человеку, сколько бы ни было ему от роду дней или лет. Удивление. Страх. Радость. Жалоба. Непонимание. Опять-таки — не меняя ничего, фотограф умеет скомпоновать кадр и безошибочно выбрать центральную его точку.

Подростки на профессиональных снимках будут именно такими, какие они и есть в жизни: упрямые и ранимые, добрые и злые, серьезные и озорные.

Нет в искусстве фотографии ничего проще, чем фотографировать ребенка: они живые и не умеют еще притворяться по-взрослому. И нет ничего более сложного в этом искусстве, чем умение фотографировать моменты жизни детей: жизни настоящей, а не постановочной и не приукрашенной.