Медицина как источник дохода

Пациент и врач 

Медицина прошла длинный путь развития: от примитивных знаний знахарей и колдунов до суперсовременной диагностики, обилия лекарств и возможности уникальных операций. В чем-то она стала лучше, но что-то и утратила. Как и почему на фоне технологического прогресса и более глубокого понимания структуры и функционирования человеческого организма мы пришли к кризису в медицине? 

Никто не будет  отрицать, что причина возникновения  всей лечебной системы – пациент, которому необходимо помочь. Ему даже не столь важно выздороветь, главное  для него –избавиться от проблем, от того, что отвлекает его от жизнедеятельности. Поэтому сегодня человек предпочитает быстрее избавиться от симптомов, чем дойти до корня заболевания и приложить усилия для исцеления.  

Врач – вторая главная сторона процесса, он - помощник пациента в решении проблем. Но современный врач, кроме проблем пациента, обременен разнообразными административными делами: получить деньги за свою работу, заплатить обслуживающему персоналу, выполнить все условия страховых компаний, избежать медицинских ошибок и судебных разбирательств, привлечь больше новых пациентов, выдержать конкуренцию на рынке, да просто подумать о том, что и как он делает. Как видите, это целая система. И врачу не так-то просто выжить в этой сложной Системе здравоохранения.  

История вопроса 

Взаимоотношения между самым первым пациентом  и врачом были очень простыми. Больной получал помощь, и тут же расплачивался с целителем. Лекарь вряд ли был богатым человеком, но уважаемым.  

Первые медицинские  опыты лекарей опирались на природу: травы, минералы, массажи, заклинания и  заговоры, но цель всегда была одна – помочь пациенту. Впоследствии на основе этих знаний сформировались традиционные для регионов системы оздоровления и лечения. Например, акупунктура в Китае, или аювердическая система в Индии. Но независимо от методов, действующих лиц в процессе лечения было двое: пациент и врач. 

Основным принципом  этой связи было полное доверие, желание  получить помощь и желание помочь. Оплата была на втором месте. Буквально  несколько столетий назад изменилось все. На смену медицине пришла Система здравоохранения. Действующих лиц стало гораздо больше.  

Врачу уже не нужно собирать травы и готовить из них снадобья, ведь появилась  фармакология. Произошло разделение по специальностям: общие врачи, специалисты (пульмонологи, кардиологи и т.д.) и хирурги. Страховые компании и государственные структуры взяли на себя труд оценить труд врача и оплатить его.  

Вокруг развивающейся  медицинской индустрии существует большое количество сопутствующих индустрий: компьютеры, медицинская аппаратура, инструменты и оборудование. Госпитали с их администрацией и бюрократией. Адвокаты, призванные взыскивать компенсации за врачебные ошибки в пользу пациентов и защищать без вины виноватых врачей.  

Что произошло? На фоне проблемы здоровья конкретного  человека возникла индустрия зарабатывания  денег. Фокус сместился с желания  излечиться и излечить на стремление заработать. Сегодня в системе  важны не пациент и не доктор. Исчезла связь между двумя  главными участниками процесса лечения.  

Цель излечить превратилась в средство заработать деньги. Деньги встали во главу угла – поменялись ценности. Помощь стала  средством обогатиться, получить больше денег. Из медицины можно сделать  бизнес-с! Что может быть лучше? Ведь тот, кому плохо, готов на все.

 

Еще полвека  назад были семейные врачи, которые  знали семьи своих подопечных и были частью жизни того места, где  они практиковали. Ни свадьба, ни рождение ребенка, ни юбилей не обходились без врача – друга и почти члена семьи. Доверие было основой этих отношений. Я счастлив, что был свидетелем этого времени. 

А сегодня все  осуществляют «американскую мечту». В погоне за мнимыми ценностями человек  убегает от самого себя. Стресс стал нормой жизни. 

Общественное  мнение превратило взаимосвязь врача  и пациента в противостояние. Сегодня  пациент не доверяет врачу. Поэтому  стала привычной практика второго  мнения. Если раньше врач интересовался  мнением коллег, собирая консилиум, то теперь пациент сам может собрать информацию через литературу, СМИ и интернет. Пациент потерял уважение к врачу, СМИ поддерживают мнение о врачах, бессовестно наживающихся на пациентах, зарабатывающих огромные деньги незаслуженно. С другой стороны, для врача каждый пациент – это потенциальная опасность в случае медицинской ошибки. Символом современной медицины стало взаимное недоверие.  

Кому  это выгодно? 

Здравоохранение встроено в современную систему  потребления, чем больше сбыт товаров  и услуг, тем системе лучше. Системе  необходимо больше больных людей. В результате сейчас хронических заболеваний гораздо больше, чем острых. Кто же в этом виноват и кто выигрывает? 

Больной? Нет. Сейчас сложно быть больным. Достаточно один раз пройти через приемное отделение  госпиталя, чтобы понять, что ты сам здесь никому не важен. То есть все стараются тебе помочь, как могут, но окончательный результат плачевный – много потерянного времени и огромный денежный счет. Врачи? Нет. Уровень жизни представителей одной из самых гуманных профессий снизился даже по сравнению с тем, который был несколько десятков лет назад. Один из показателей: если раньше врачи общались между собой больше на профессиональные темы, делились опытом и радостью медицинских побед, то сейчас они беспокоятся о том, как выжить в этом мире, как удержаться на плаву. 

Фармацевтические  компании? Нет. Они проглатывают друг друга, охотятся за разработками конкурентов. Денег стало меньше, а забот  больше. Явная тенденция к упадку. Страховые компании? Нет. Страховой  бизнес потерял свою устойчивость во время кризиса. А расслоение, в котором хорошие зарплаты получает руководство, а рядовой сотрудник еле сводит концы с концами, так и осталось. По сути, работник страховой компании такой же несчастный пациент. Государственные структуры здравоохранения? Нет. Они увязли в регуляциях и комиссиях. Деньги уходят очень быстро, а общество все недовольно, потому что "ничего не делается".  

Решение 

Если в обществе каждый руководствуется законом  природы, то оно будет здоровым. А  если алчность и эго будут расти, то мы никогда не победим "рак" охвативший медицину. Раковая клетка высасывает все жизненные ресурсы других клеток организма, убивая его, но в результате и сама погибает. Так неужели наше общество и в Система здравоохранения должны придти к такому же результату? Когда мы начнем учиться у природы? 

Только если изменить восприятие реальности и увидеть  жизнь в том виде, в котором  она задумана мудрой природой, мы сможем ощутить безграничную радость и  счастье.Должны ли мы ждать катаклизмов  или научимся сами ощущать подсказки природы? И, наконец, выполним то, что природа ждет от нас, – ощутим нашу взаимную связь и взаимную зависимость друг от друга. 

Александр Ангелов 

Медицина как источник дохода 

Раздел: