Таинство исповеди
Подготовка к исповеди не носит внешне формального характера. В отличие от другого великого Таинства Церкви - Причастия, исповедь может совершаться всегда и везде (при наличии законного тайносовершителя - православного священника). При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила, а нужны только вера и покаяние. То есть исповедующийся человек должен быть крещеным членом Православной Церкви, сознательно верующим (признающим все основы православного вероучения и признающим себя чадом Православной Церкви) и раскаивающимся в своих грехах.
В Таинстве Причастия (Евхаристии) верующие христиане под видом хлеба и вина приобщаются Божественных Тела и Крови Христовых, соделывающих человека причастником вечной жизни. Непременным условием Причастия являются исповедь, пост и молитвенная подготовка.
Грехи нужно понимать и в широком смысле - как свойственные падшей человеческой природе страсти, и в более конкретном - как фактические случаи преступления заповедей Божиих. Славянское слово "покаяние", означает не столько "извинение", сколько "изменение" - решимость не допускать в будущем совершения тех же грехов. Таким образом, покаяние есть состояние бескомпромиссного самоосуждения за свои прошлые грехи и стремление впредь упорно бороться со своими страстями.
Итак, приготовиться к исповеди - это значит покаянным взглядом окинуть свою жизнь, свою душу, проанализировать свои дела и мысли с точки зрения заповедей Божиих (при необходимости и записать для памяти, чтобы не упустить чего-либо во время совершения Таинства), помолиться Господу о прощении грехов и даровании истинного покаяния. Как правило, за период после последней исповеди. Но можно исповедать и прошлые грехи - или ранее по забывчивости или ложному стыду не исповеданные, или исповеданные без должного раскаяния, механически. При этом нужно знать, что искренне исповеданный грех всегда и необратимо прощается Господом (грязь омывается, болезнь исцеляется, проклятие снимается), в этой непреложности - смысл Таинства. Однако это не значит, что грех должен быть забыт, - нет, он остается в памяти для смирения и охранения от будущих падений; он может еще долго беспокоить душу, как может беспокоить человека зажившая рана, - уже не смертельная, но еще ощутимая. В этом случае исповедовать повторно грех можно (для умирения души), но не обязательно, так как он уже прощен.
И - пойти в храм Божий исповедаться.
Хотя, как уже говорилось, исповедоваться можно в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме - во время богослужения или в специально назначенное священником время (в особых случаях, например, для исповеди больного на дому, нужно индивидуально договориться со священнослужителем).
Обычное время совершения исповеди - перед Божественной литургией или во время ее, перед причастием. Иногда исповедуют на вечернем богослужении, иногда, при наплыве народа, назначают особое время. Узнать о времени исповеди желательно заранее.
Как правило, священник исповедует перед аналоем (Аналой - столик для церковных книг или икон с наклонной верхней поверхностью.) в боковых крыльях помещения церкви - приделах, или на солее (Солея - приподнятая часть пола церкви перед иконостасом; центральная часть солеи, перед Царскими вратами, называется "амвон" (мирянам на него восходить не должно), боковые части солеи переходят в "клиросы"- правый и левый - места для церковного хора.), или ближе ко входу в церковь (в притворе). Пришедшие на исповедь становятся друг за другом перед аналоем, где исповедует священник, но на некотором расстоянии от аналоя, чтобы не мешать чужой исповеди; стоят тихо, слушая церковные молитвы, сокрушаясь в сердце о своих грехах. Когда настанет их очередь - подходят к исповеди.
Подойдя к аналою, склони голову; при этом можно и стать на колени (по желанию; но в воскресные дни и великие праздники, а также от Пасхи до дня Святой Троицы коленопреклонения отменяются). Обычно священник покрывает главу кающегося епитрахилью (Епитрахиль - деталь облачения священника - вертикальная полоса ткани на груди.), молится, спрашивает, как зовут исповедника и что он желает исповедать пред Богом. Здесь кающийся должен исповедать, с одной стороны, общее осознание своей греховности, особо называя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и т. п.), а с другой стороны, назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые как камень лежат на его совести, например: аборты, оскорбления родителей или близких, воровство, блуд, привычка к мату и богохульству, несоблюдение заповедей Божиих и церковных установлений, и т. п., и т. п. Разобраться в своих грехах вам поможет раздел 'Общая исповедь".
Священник, выслушав исповедь, как свидетель и ходатай пред Богом, задает (если считает нужным) вопросы и говорит наставление, молится о прощении грехов кающегося грешника и, когда видит искреннее раскаяние и стремление к исправлению, читает "разрешительную" молитву.
Само Таинство прощения грехов совершается не в момент чтения "разрешительной" молитвы, а всей совокупностью чинопоследования исповеди, однако "разрешительная" молитва является как бы печатью, удостоверяющей совершение Таинства.
Итак - исповедь совершена, при искреннем раскаянии грех Богом прощен.
Прощеный грешник, перекрестясь, целует крест, Евангелие и берет у батюшки благословение.
Взять благословение - это попросить священника его иерейской властью ниспослать укрепляющую и освящающую благодать Святого Духа на себя и на свои дела. Для этого нужно сложить руки ладонями вверх (правую на левую), склонить голову и сказать: "Батюшка, благословите". Священник крестит человека знаком иерейского (священнического) благословения и кладет свою ладонь на сложенные ладони благословляемого. Следует приложиться устами к руке священника - не как к руке человеческой, но как к образу благословляющей десницы Подателя всех благ Господа.
Если он готовился к причастию, то спрашивает: "Благословите ли, батюшка, причаститься?" - и при положительном ответе идет готовиться к принятию Святых Христовых Тайн.
Нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: "Со страхом Божиим и верою приступите". Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить ложицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять "запивку" - святую воду с вином и частицу просфоры - освященного хлебца (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.